Евгения Высоцкая – Лихалатова , мачеха известного актера и певца Владимира Высоцкого. Армянка по происхождению, она заменила маленькому мальчику родную мать и сыграла решающую роль в творческом выборе сына.
Евгения Степановна Высоцкая (Мартиросова – девичья фамилия) родилась 25 декабря 1918 года в армянской семье в Баку. Ее родители работали на одном из заводов города. Когда началась гражданская война, Евгения Высоцкая была эвакуирована вместе с бабушкой в Астрахань.
Когда девушке исполнилось 16 лет, она вышла замуж за летчика, Сергея Акопова. Но тот трагически погиб во время Великой Отечественной войны , при осуществлении первого налета на Берлин. Через год-два Мартиросова вышла замуж во второй раз, за Ростислава Ивановича Лихалатова, инженера Главного управления Шосдора НКВД СССР, который в служебной командировке в Баку также трагически погиб.
Именно фамилию второго супруга , Евгения Степановна носила параллельно с фамилией Высоцкого до самой смерти.
Отец Владимира Высоцкого , Семен Владимирович – стал третьим мужем Евгении Степановны. Официально пара зарегистрировала свой брак в конце 1946 года, хотя первая их встреча состоялась еще задолго до этого – в 1942 году. Тогда Семен Высоцкий был женат на своей первой супруге – Нине Серегиной, которая и родила ему будущую легенду – Владимира Высоцкого. Но отношения родителей не складывались, и тогда Семен принял твердое решение , он развелся с супругой и женился на Евгении Лихалатовой.
Именно в это время и перебрался к супругам маленький тогда еще Владимир. Пока отец принимал участие в войне, Высоцкий – младший четыре года проживал со своей матерью.
И когда уже Нина Серегина также вышла замуж вторично, родители решили, что Владимир будет жить с отцом и «мамой Женей», как он ее потом называл, так как отношения с отчимом у него не сложились вовсе.
То же самое нельзя сказать однако, о мачехе. С ней теплые отношения у Высоцкого сложились с первых же дней. Именно она настояла и поддержала его творческую деятельность , родители Владимира были категорически против его занятий в драматическом кружке .
Поговаривают, что Владимир Высоцкий настолько полюбил и был предан «маме Жене», что крестился в Армянской Апостольской Церкви.
«Евгения Степановна Высоцкая-Лихалатова, моя вторая жена, стала для Володи на многие годы матерью. Сын переехал к нам жить в январе 1947 года. Служил я в то время в Германии в городе Эберсвальде. Дома не бывал порой неделями: ученья, занятия в поле… Так что воспитанием Володи почти полностью занималась Евгения Степановна. Они с первых дней нашли общий язык, полюбили друг друга, чему я был рад.
В чем-то она как мать и потакала ему. Например, загорелось Володе заиметь «костюм, как у папы» и чтоб обязательно сапоги хромовые с тупым носком… Жена обегала несколько ателье, пока нашла мастера, обувщика. Наконец форма была готова. Володя взял свои сапоги, поставил рядом с моими, сравнил. И когда увидел, что они совершенно одинаковые, радости не было предела. Он и фотографироваться пошел с охотой»,- рассказывал в одном из своих интервью Семен Высоцкий.
Смерть «мамы Жени» была трагической: в 1988 году упавший с крыши ее же 9-этажного дома огромный кусок наледи оборвал ее жизнь за две недели до семидесятилетия . До этого, в 1980 году супруги уже потеряли своего единственного сына – Владимира Высоцкого. Смерть его, стала настоящим горем для Семена и Евгении.